Традиционная система образования Узбекистана в настоящее время уже не справляется с требованиями рынка труда. Особенно остро это ощущается в таких динамично развивающихся областях как телекоммуникации, информационные технологии и особенно информационная безопасность.
Суть традиционного подхода к обучению - дать фундамент, базис, объём знаний, на котором будет строиться дальнейшее образование. При этом сами предметы, например в ВУЗе, очень сильно оторваны от практики. С этим сталкиваются все, и выпускники, и работодатели. В ВУЗе учили одному, а требуют совсем другое.
Получается, новоиспечённый выпускник опять начинает обучаться, с удивлением понимая, что многое из освоенного в институте на практике ни разу не встречается и, наоборот, требуется то, о чём он и не слышал.
ВУЗы со своей стороны тоже не могут менять программы так быстро. Как правило, освоение дисциплин при традиционном подходе занимает не менее семестра, а чаще - год и более, столько осваиваются высшая математика, физика в современных ВТУЗах.
Компетентностный подход - научить человека решать конкретные задачи, действовать самостоятельно в предлагаемых обстоятельствах. При таком подходе часто обучение затрагивает несколько дисциплин. Например, любой практический курс по ИБ затрагивает основы высшей математики, информатики, основ телекоммуникаций, юриспруденции, психологии. При таком подходе к обучению требуется самостоятельность, самоорганизация. Длительность обучения при компетентностном подходе короче - несколько месяцев.
Мы в ITTS-Узбекистан считаем оправданным дуалистический подход. При этом человек имеет и базис в виде основных дисциплин, которые пригодятся человеку при дальнейшем обучении, а точнее в течение всей жизни. А затем ещё и постоянно обучается, осваивает новые предметы, области знаний с учётом потребности его профессии.
Часто специалисты ИБ и ИТ шутят, что выбрали профессию в которой им придётся учиться всю жизнь. Получается, суперпозиция традиционного и компетентностного подхода к образованию являются единственно возможным вариантом.
В том как мы сами на практике сочетаем два эти подхода можно убедиться, просмотрев какое базовое образование имеют наши эксперты и какие дополнительные компетенции они получили уже в рамках практической деятельности.
Так, например, наш специалист в течение полугода освоил курс «Введение в криптовалюты и блокчейн», «Теория вероятностей - наука о случайности», «Анализ безопасности веб-проектов», а также принял участие в отборочном этапе олимпиады «Я - профессионал», организованной РСПП, Яндексом и Деловой Россией, по направлению «Информационная и кибербезопасность».
А в прошлом году наш сотрудник стал победителем олимпиады НИУ ВШЭ года по профилю «Управление информационной безопасностью».